Добавлено в закладки: 0
Каждый человек – рядовой сотрудник или руководитель, мечтает успевать больше и эффективнее выполнять свои обязанности. При этом совершенно неважно, занимаетесь ли вы фрилансингом у себя на дому удаленно и при этом не любите общаться с людьми, или же у вас огромный штат подчиненных – совещаний в той или иной форме избежать не удастся. Конечно, фрилансеру все вопросы можно обсудить с заказчиком в Интернете. Но иногда бывает так, что в проекте задействованы сразу несколько человек, и чтобы сделать свою часть работы правильно, придется встретиться с каждым участником проекта, а делать это по отдельности не всегда удобно и доступно. Если говорить о бизнесе в целом, то совещания крайне важны, однако не стоит путать их с пожирателями времени, которые в итоге приносят компании только убытки.
Как провести совещание с максимальной отдачей?
Что принято считать совещанием?
Стоит помнить, что процесс управления – это серии навыков, которые нарабатываются со временем и им можно обучиться, и систематические повторяющиеся процессы.
У любого совещания есть SMART цели.
SMART это:
- Specific (Конкретная, четко сформулированная цель).
- Measurable (Измеряемая – цифры и факты).
- Attainable, Achievable (Цель должна быть реально достижимой).
- Relevant (Актуальная).
- Time-bound (Ограниченная во времени).
Классификация совещаний
Виды совещаний
По целям | По способу проведения | По степени подготовленности | По периодичности | Количество участников | По составу |
Обучающее
Передача участникам знаний, умений, повышение их квалификации |
Диктаторское | Запланированное | Разовое | Сокращенное число участников (до пяти) | С постоянными сотрудниками |
Пояснительное
Убеждение участников в необходимости правильности и своевременности предложенных стратегий и действий |
Автократическое | Внеплановое | Регулярное | Расширенное (до 20-ти) | С непостоянным составом |
Проблемное
Выявление проблем; Разработка путей и методов решения проблем. Координация работы отделов |
Сегрегативное | Периодическое | Представительское
(от 20-ти и больше) |
Смешанный состав | |
Информационное
Осуществление сбора, обмена и систематизации данных, касающихся проблемы и выявление подходов к ее решению среди сотрудников |
Дискуссионное | Состав, регламентированный нормативным актом | |||
В свободной форме |
Содержание совещания:
Все мы помним время, когда совещания длились по два часа и были скучными и неинформативными. При этом они созывались часто без повода. Теперь все совещания можно условно разделить на те, которые представляют собой мозговой штурм, решают проблему или доносят важную информацию. Совещания-информацию и мозговой штурм можно вынести в онлайн обсуждение – все, что нужно, работники прочтут и прокомментируют. Исключением является личная встреча с руководством компании.
Руководитель совещания должен обеспечить:
- формирование умения вести коллектив к заранее намеченным целям и обеспечение максимальной эффективности каждого его участника. Ведение конструктивного обсуждения вопросов;
- Регуляцию направленности выступлений, слежение за временем;
- Слежение за корректностью ведущихся дискуссий;
- Умение направлять и управлять вниманием коллектива, использовать при этом разнообразные приемы;
- В процессе подведения итогов совещания руководитель обобщает все вышесказанное, формулирует выводы, определяет задачи;
- Завершение сбора точно в намеченное время.
Памятка участникам совещания:
- Все люди разные и могут иметь отличное от вашего, мнение.
- То, что кажется вам истинным, может быть неприемлемым для другого человека.
- Люди не умеют читать мысли – делитесь своим опытом с другими.
- Относитесь к другим с уважением – вы же хотите, чтобы уважали и вас?
- Не унижайтесь, но и не имейте завышенной самооценки.
- Все приемы, которыми вы пользуетесь, заметны.
- Ваша цель – преодоление проблемы, а не споры и разногласия.
- Не применяйте силовых методов воздействия.
- Человеку думающему нравится менять мир, который его окружает – дайте ему эту возможность.
- Примите все варианты решения проблемы, а каждый участник определит для себя, нравится ему такой способ или нет.
Конструктивное общение возможно только при наличии одинакового видения проблемы, но это не означает, что у каждого участника собрания нет личной цели.
Признаки неэффективного совещания:
- Отсутствует программа.
- Нет должной подготовки.
- Собрано слишком большое количество сотрудников.
- Регламент времени не соблюден.
- Низкий уровень дисциплины.
- Конфликты.
- Нет процедуры должного завершения мероприятия.
Комментарии в режиме онлайн хороши тем, что сотрудники ведут себя немного раскованнее: стоящая идея может показаться блеклой, если ее подать в публичном выступлении вяло и испуганно – не всем дан ораторский талант. Проблемы серьезные решаются путем личной встречи – и не иначе. Почему совещания вызывают раздражение? Зачастую они просто занимают довольно много времени.
Преимущества | Недостатки |
Руководство адекватно оценивает рабочий процесс, а сотрудники видят пути направления стратегии компании; | Режим рабочего дня нарушен и эффективность его снижается; |
Такой метод позволяет согласовать работу людей из разных отделов, и объединяют их в единую команду; | Иногда превращается в доклад; |
Позволяют оперативно разрешить спорные вопросы. | Вопросы могут быть абстрактными и не до конца сформулированными, сразу их решить не всегда получается. |
Руководство компании видит минусы, однако преимущества здесь явные и можно пожертвовать несколькими часами продуктивной работы раз в определенный период. Совещания призваны наладить рабочий процесс, выстроить командные отношения в коллективе. Рядовые сотрудники не видят преимуществ – им нужно рассказывать о них, а недостатки при этом минимизировать.
Можно ли избежать общего сбора коллектива? Попробуйте ответить на ряд вопросов:
Основной недостаток сборов – нарушение режима рабочего дня. Сотрудники в ожидании совещания просто не могут сосредоточиться на выполнении своих должностных обязательств – так устроен человеческий мозг, а общий сбор является событием важным. Внимание рассеивается, и в итоге эффективность снижается.
Сразу после совещания наблюдается похожая ситуация, однако теперь люди должны воспринять полученную информацию и критически ее осмыслить.
Если в день запланировано несколько совещаний, важные дела будут неминуемо отодвинуты в сторону. Чтобы успеть запланированное на этот день, приходится задержаться допоздна, когда большая часть коллектива уже ушла домой.
Как избежать недовольства:
- Выберите правильное время для проведения совещания.
Опытные руководители взяли на вооружение практику проведения собраний коллектива в утренние или послеобеденные часы. Волнение перед совещанием придется как раз на время обеда и будет не так сильно влиять на уровень работоспособности. Если выступать будут одни и те же люди на двух встречах, то лучше провести одну утром, а вторую вечером – так рабочий процесс не пострадает. Интервал между встречами – около пяти часов. Для того чтобы держать руку на пульсе всего, что происходит в команде, можно попробовать метод ежедневных послеобеденных собраний по 15 минут.
Компания «Мегаплан» и ее руководитель, Сергей Козлов, поделилась своим опытом забавных, но действенных совещаний: коллектив стоя выстраивается в круг и предоставляет коротенький отчет. Это помогает сосредоточить внимание на главном. Чтобы совещание не превратилось в театр одного актера, следуйте правилам. Если говорит один человек, он может увлечься и другим становится скучно слушать рассказы, совершенно не относящиеся к повестке дня.
- Время идет, а основная тема так и остается нераскрытой
Лечится это строгим ограничением времени и регламентом количества выступающих докладчиков.
Дельцы с опытом отмечают, что совещание не должно занимать больше часа, а количество участников должно быть не более пяти. Подчиненный, который скатывается к лирическим отступлениям, останавливается руководством, подводится итог его докладу и слово передается другому человеку – только так директор успеет прийти к определенному мнению и выслушать всех.
- Вопросы на совещании сформулированы недостаточно четко
Цель совещания – осветить важные вопросы. Однако выступающий отвлекается, его захватывают эмоции и желание высказать личное мнение. Если есть необходимость выступить, набросайте тезисы и идите выступать с ними – схематичный план поможет не распаляться на мелочи. Руководитель и подчиненные должны иметь возможность подготовить текст выступления.
Сколько времени должно занимать совещание?
Понять, собирать ли по тому или иному вопросу коллектив можно, проработав краткую схему:
Мне действительно нужно решить эту проблему? | |
Да | Нет |
Находим время для стратегического планирования |
|
Нужен ли мне совет коллег? | |
Да | Нет |
Нахожу время для работы над задачей |
|
Могу обсудить вопрос только лично? | |
Да | Нет |
Планируется совещание | Отправляется электронное письмо, вопрос выносится на всеобщее обсуждение в используемой системе автоматизации бизнеса |
Схема ответит на несколько вопросов:
- Что — корень проблемы;
- Как — варианты ее разрешения;
- Кто — компетентные профессиональные сотрудники;
- Когда — срок выполнения задания.
«Что» и «кто» — решает до совещания руководство. Событие можно создать в личном кабинете компании, куда имеют доступ все подчиненные, там же указать фамилии работников, явка которых обязательна. Так работник получает возможность изучить суть вопроса, набросать план ответов на возможные вопросы и свериться со статистическими данными, касающимися похожей проблемы.
У работников есть понимание сути проблемы, они знают тему и еще до совещания собирают полезную информацию, статистические данные, анализируют прошлые похожие проблемы. Только при таком подходе можно ждать результативного совещания.
Еще одна важная составляющая совещания – наличие грамотного протоколирования. Зафиксированное решение – половина пути к следующему шагу к успеху.
Протокол совещания должен иметь такие пункты:
- Название компании.
- Наименование документа.
- Дата собрания.
- Где проводится.
- ФИО секретаря и председателя совещания.
- Список присутствующих.
- Повестка дня (вопросы, выдвинутые на рассмотрение).
- Текст заседания.
- Результаты и подписи.
Протокол ведется как в онлайн (смарт-режиме), так и в более привычном. В последнее время набирает обороты популярности смарт-совещание и ведение протокола, и вот почему:
Обычное протоколирование | Идеальный протокол |
Люди сосредоточены на ведении записи, а не содержании собрания | Внимание коллег сосредоточено на смарт-доске, на которой ведется протоколирование |
Итоги встречи для каждого человека разные | Все осознанно подошли к пониманию итогов встречи, целевые сотрудники поняли возложенные на них задачи, и будут стремиться достичь необходимых результатов |
Участники уходят с совещания усталые | Участники совещания наполнились энергией и энтузиазмом, он сосредоточены на выполнении конкретных задач |
Отсутствует мотивация сотрудников к выполнению заданий | Сотрудники мотивированы выполнить поставленные задачи |
Повестки совещания нет или она не вполне соответствует своему прямому назначению | Все следуют визуальной повестке совещания |
Согласованный протокол готовится несколько дней | Протокол согласуется и подписывается непосредственно после окончания совещания! |
Контроль выполнения решений и задач осуществляется бессистемно | Принятые решение контролируются легко и быстро с помощью систем автоматизации бизнеса |
Как добиться хороших результатов
Если сотрудники не сумели самостоятельно решить какой-либо вопрос по причине недостатка знаний в определенной области, то такой результат считается негативным. Результатом совещания должна стать четкая стратегия решения насущных вопросов, а также четкие сроки и назначение определенных лиц, которые будут заниматься решением вопросов. После проведения совещания удобно в любой системе автоматизации бизнеса создать проект и описать в нем полученные результаты. В проекте смогут отписываться ответственные сотрудники и предлагать свои идеи.
На видео: Искусство управления
Такой способ позволит легко проверить, кто действительно занят выполнением работы, а кто предпочитает проводить рабочее время «день до вечера».
Специалисты уверены, что успех бизнеса напрямую зависит от людей, которых руководитель собрал вокруг себя. Люди должны общаться внутри коллектива – только так их действия будут максимально скоординированы. Проблемы, требующие обсуждения, в личной переписке с каждым сотрудником займут очень много времени. Опыт прошлого стоит использовать с поправкой на новые технологии и соединять опыт и современные достижения – только так в такой сложный период времени можно удержать бизнес на плаву и заработать.