Добавлено в закладки: 0
Раньше грузовой транспорт находился исключительно в государственном ведомстве. Современные реалии привели к использованию грузовиков частными лицами или ИП, для которых грузоперевозки становятся источником заработка. Эксплуатация грузового транспорта связана с рядом нюансов, таких как допустимая масса автомобиля и его габариты. Несоблюдение нормативов в году влечет штраф за перегруз для ИП, юридического лица и самого водителя.
Нормативные документы
Осуществление грузовых перевозок по дорогам федерального или местного назначения регламентируется несколькими документами:
- Федеральный закон «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 N 257-ФЗ. Для каждой единицы транспорта, чья масса превышает предельно допустимую массу самой машины или нагрузки на ось более чем на 2% требуется получение разрешительных документов. Исключением является только передвижение грузового транспорта, находящегося в ведомстве вооруженных сил.
- Постановление Правительства от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Этим документом законодатель определяет предельно допустимый тоннаж грузового автомобиля.
Для чего введены штрафы за перегруз
Главной целью, которую преследует законодатель при установлении ответственности за нарушение нормативов, установленных для предельно допустимой массы и габаритов грузового транспорта – сохранение дорожного покрытия дорог общего назначения.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для ИП – это вынужденная мера, призванная сократить количество нарушителей. По статистике за 2017 год, количество происшествий на дорогах с участием перегруженных фур выросло в сравнении с предыдущими годами.
Весной и осенью, когда наблюдается сезонная распутица, движение по дорогам перегруженных грузовых машин приводит к серьезным повреждениям полотна, что требуется значительного вложения денег для осуществления ремонта. Поэтому власти страны периодически пересматривают действующую систему штрафных санкций в отношении нарушителей ПДД.
Некоторые водители ошибаются, считая, что существование платы, взимаемой при передвижении на автомобиле свыше 12 тонн, согласно правилам системы «Платон» освобождает их от необходимости следить за массой груза. В реальности это разные вещи. «Платон» – это новая пошлина за возможность перемещения по дорогам грузовых автомобилей. Штраф за перегруз для ИП – норма ответственности за нарушение существующего порядка грузоперевозок.
Допустимые значения массы грузовиков
В упомянутом Постановлении приводятся нормативы, определяющие допустимую массу для грузовых автомобилей. Различается две категории транспорта для грузоперевозок – одиночные средства и автопоезда, включающие в себя шторные полуприцепы и седельные тягачи бу.
Нормы для одиночного транспорта:
Число осей | Предельно допустимая нагрузка |
2 | 18 тонн |
3 | 25 тонн |
4 | 32 тонны |
5 | 35 тонн |
Нормы, определенные для автопоездов:
Количество осей | Допустимый тоннаж |
3 | 28 тонн |
4 | 36 тонн |
5 | 40 тонн |
≥6 | 44 тонны |
При выявлении во время весового контроля превышения установленных показателей, инспектор ГИБДД обязан составить протокол об административном правонарушении и выписать штраф за перегруз для ИП в году.
На видео: Штраф за перегруз
Действующие штрафы за нарушение массы перевозимого груза
Размеры и условия начисления штрафов определяются ст.112.21.1 КоАП РФ. Конкретная сумма штрафа для ИП допустившего перегруз автомобиля, будет зависеть от наличия или отсутствия разрешительных документов, дающих право передвижения по определенной трассе или магистрали. Следует отметить, что, начиная с 2017 года, законодатель перестал выделять индивидуальных предпринимателей и приравнял их по сумме штрафных санкции к юрлицам.
Если участник грузоперевозки обладает разрешительным документом, то превышение норматива приведет к следующим штрафам (в тыс. руб.).
% перегруза | Водитель | Должностное лицо | Юрлицо или ИП | Собственник средства |
2 – 10 | до 1,5 | до 15 | до 150 | 150 |
до 20 | до 3,5 | до 25 | до 250 | 250 |
до 50 | до 5 или лишение права на управление транспортным средством до 3 месяцев | до 40 | до 400 | 400 |
>50 | до 10 или изъятие водительских прав до полугода | до 50 | до 500 | 500 |
При отсутствии бумаги, дающей право на осуществление движения, действует иная система штрафов:
% перегруза | Водитель | Должностное лицо | Юрлицо или ИП | Собственник средства |
2 – 10 | 1,5 | до 15 | до 150 | 150 |
до 20 | 4 | до 30 | до 300 | 300 |
до 50 | до 10 или лишение права на управление транспортным средством до 4 месяцев | до 40 | до 400 | 400 |
>50 | до 10 или изъятие водительских прав до полугода | до 50 | до 500 | 500 |
Понятие «перегруз» является выраженной в процентах разницей между действительной массой транспортного средства и максимально разрешенным тоннажем. В зависимости от ситуации правом инспектора является не только наложение денежного штрафа, но также запрет на дальнейшее передвижение грузового автомобиля. Он отгоняется на штрафстоянку или фиксируется на месте посредством специальных приспособлений.
Разновидности весового контроля
Единственным способом выявить фактическую массу грузовика является проведение весового контроля.
Существует две разновидности пунктов для взвешивания:
- Стационарный пост, который устанавливается в заранее оговоренном месте. Все оборудование для измерений массы устанавливается без возможности перемещения.
- Передвижной пост. Данная разновидность предполагает оборудование специального автомобиля системами проведения измерений, что позволяет проводить процедуру взвешивания в любом месте.
По виду режимов различается два типа весового контроля:
- Динамический, когда проведение мероприятий по измерению величин производится на малой скорости автомобиля. Отдельно промеряется каждая ось. Недостатком способа является высокий процент погрешности.
- Статический режим, когда взвешивание производится в момент нахождения транспортного средства в неподвижности. Этот вариант позволяет провести фиксацию полной массы транспорта и осевую нагрузку.
На видео: Штраф за перевес: весовой контроль грузовиков
Обжалование нарушения
Собственник транспортного средства может обжаловать вынесенное инспектором решение. На представление своих возражений законодатель отводит 10-дневный срок. При оформлении заявления на обжалование можно сослаться на неправильность составления протокола или неточность процедуры взвешивания.
Также можно обратиться к ГОСТу 52748-2007, устанавливающему требования к состоянию дорожного покрытия. Привлечение грамотного юриста позволит правильно сослаться на пункты данного документа при составлении заявления.