Добавлено в закладки: 0
Новый документ, предложенный ФНС для упрощения документооборота, вызывает у предпринимателей множество вопросов и опасений, касающихся правильности его заполнения. Однако уже не только разработан формуляр, но и есть образцы заполнения документа. Поэтому попробуем разобраться, насколько полезен УПД для ИП в году.
Что такое УПД
Операции, проведенные в хозяйственной деятельности предприятия, должны оформляться в обязательном порядке первичной документацией. Счета-фактуры, хотя и не относятся к категории первичных бумаг в бухгалтерском или налоговом учете, но служат основанием для принятия к вычету НДС и выставляются предприятиями.
Несколько лет назад ФНС выступила с предложением для снижения объема документооборота ввести единый документ – УПД, подготовленный на основе счета-фактуры и дополненный реквизитами первичных документов. Назначение его в каждом конкретном случае определяется статусом, для которого предусмотрено отдельное поле. Предложение ФНС носит рекомендательный характер. Применение или неприменение УПД ИП не может повлечь за собой каких-либо санкций.
Нужен ли УПД для ИП в году?
Во многих случаях использование УПД удобно для ИП, работающих на упрощенке (без НДС), ЕНВД или ЕСХН:
- вместо нескольких документов придется заполнять только один, что снижает трудовые затраты и вероятность ошибок;
- в документе нет незнакомых реквизитов;
- облегчается учет налоговыми органами расходов и вычетов;
- применение УПД не означает необходимости уплаты НДС;
- если упрощенец сам не использует УПД, он все равно должен принять такой документ, поступивший от контрагента к учету;
- допускается также внесение в представленную форму УПД дополнительных сведений, добавление новых строк или столбцов.
Однако неправильное оформление УПД чревато возникновением дополнительных налоговых обязательств по НДС. Важно помнить, что при статусе 2 в УПД не требуется заполнение обязательных для счетов-фактур полей – к ним относятся графы 6-11 раздела счета-фактуры. Во избежание спорных моментов лучше проставить в них прочерки.
На видео: Вебинар: Как начать работать с УПД
Заполнение документа
Два новых поля А и Б заполняются по желанию поставщика товара и указывают номер позиции и коды видов деятельности. Например, для ИП, который выбрал УСН 6 для продажи и установки кондиционеров, в поле Б указывается код ОКУН 042403.
Статус, проставленный в верхнем левом углу, указывает на его назначение. Если он будет использоваться как счет-фактура и первичный документ, следует проставить цифру 1. Этот статус позволяет предъявить УПД, как основание для вычета НДС.
Цифра 2 в поле указывает на то, что УПД выполняет роль первичного документа, отражающего операцию налогоплательщика. УПД для ИП на УСН и ЕСХН имеют статус 2. Многим упрощенцам привычнее работать по старой схеме, используя накладные, акты. Однако нередко возникают ситуации, когда покупателю приходится выписывать счет-фактуру. Поэтому здесь как раз удобен УПД.
Назначение документа определяется не только его статусом, а тем, какие именно реквизиты в нем заполнены. Номер УПД зависит и от его статуса. Согласно правилам заполнения, в счетах-фактурах указывается порядковый номер. При статусе 1 номер должен соответствовать нумерации в счетах-фактурах. В первичных же документах номер не относится к обязательным реквизитам, поэтому в УПД он определяется хронологией первичной документации.
Поле 8 должно содержать сведения о дате и номере соглашения, согласно которому оказываются услуги, производится отгрузка.
На видео: Что нужно знать об УПД и интеграции с учетной системой предприятия
Особенности указания даты
В предложенной форме УПД даты проставляются в трех разных строках:
- в 1 – день оформления документа;
- в 11 – проведения хозяйственной операции (отгрузки продукции или предъявления акта предоставленных услуг);
- 16 строка указывает на день приемки.
Если в УПД осталась незаполненной строка 11, делается вывод, что документ выписан в день отгрузки. Если же пустует поле 16, считаются совпадающими даты отгрузки и получения груза. В идеале все три даты совпадут, но чаще совпадают первые две строки – 1 и 11. Значит, для определения налогооблагаемой базы по НДС служит дата отгрузки продукции, т. е. строка 11.
Иногда УПД составляют до отгрузки. Однако счет-фактура, оформленный до проведения хозяйственной операции, не может стать основанием для возмещения. Поэтому налоговая база определяется датой отправки товара.
Закон предусматривает случай, когда в день проведения отгрузки не представилось возможным составление УПД, и оно было оформлено позже. Тогда база по НДС также определяется с момента отправки товара, то есть по строке 11. Во всех перечисленных ситуациях покупатель имеет право заявить вычет НДС лишь после приемки заказа (работ или товара). Это дата, стоящая в поле 16. Образец УПД для ИП в году отличается статусом и некоторыми незаполненными полями.
Какие подписи должны стоять в УПД
В строках 10 и 15 расписываются лица со стороны поставщика и покупателя, занимающиеся отправкой и получением продукции. Должны указываться также их должности. В строке 13 и 18, где ставят подписи лица, которые отвечают за своевременное оформление операции с обеих сторон, также прописываются их должности. Если в них указаны те же лица, что в предыдущих строках, подписи можно не ставить.
Из граф заполняются 1, 2 и 2а, в которых указаны наименование товара, его код, единицы измерения. Например «Устройство дистанционного пуска ИП 535-07е «ПУСК», в графах 3 и 4 проставляется количество и цена устройства.
В строках 14 и 19 предусматриваются реквизиты лиц, занимающихся ведением бухучета, как у поставщика товара, так и покупателя и лиц, составлявших документ от их имени. Для ИП, работающего без печати, ее отсутствие на УПД не влечет за собой отказ в возмещении НДС, потому как она не предусмотрена ни для счета-фактуры, ни для первичной бухгалтерской документации. Но если она есть и отображаем название организации, тогда строки 14 и 19 не заполняются.
Обязательные и необязательные к заполнению поля
Можно не заполнять следующие графы:
- 9 строка необязательна к заполнению, однако реквизиты транспортной документации, указанные в ней, позволят подтвердить доставку груза.
- Строка 12 заполняется, если имеется дополнительная информация, которую необходимо показать.
- Поле 17 указывает о возникновении претензий со стороны покупателя во время получения заказа.
Строки 1а – 7 и остальные поля счета-фактуры предназначены для внесения реквизитов продавца и покупателя, данные платежных документов, вида валюты для расчетов. Они заполняются организациями – плательщиками НДС. На фото показан образец заполнения УПД для ИП с НДС.
В разделе счета-фактуры при статусе 1 должны присутствовать подписи руководителя и главного бухгалтера, для ИП – указаны реквизиты. Иногда документ может визироваться несколькими лицами. Статус 2 не требует проставления подписей в этих полях.