Добавлено в закладки: 0
На балансе каждой организации, чем бы она ни занималась, есть важное имущество, необходимое для её работы. Чтобы руководство предприятия всегда было в курсе, какие материальные ценности функциональны, а какие нет, периодически проводится их инвентаризация. После проверки составляется специальная ведомость, в ней отражается учёт инвентаризации имущества, её итоги.
Необходимость этой процедуры
Инвентаризация определяется следующим образом: это совокупность мероприятий по проверке и документальному подтверждению наличия и состояния материальных и нематериальных ценностей той или иной организации на определённую дату. Она может быть полной и частичной. Обычно такой процедуре подлежат:
- материальные и нематериальные ценные вещи;
- финансы;
- запасы для производства;
- уже произведённые продукты;
- вещи на продажу.
Инвентаризация имущества налогоплательщика представляет собой сравнение наличия имущества с учётной информацией о нём, её цель – проверка достоверности данных, указанных в документах. Всегда проводится и инвентаризация источников формирования имущества, по ней составляются аналогичные отчёты. Инвентаризационные мероприятия проводятся для:
- установления фактического наличия материальных и нематериальных ценностей;
- проверки их пригодности для функционирования предприятия, выявления необходимости списания;
- сравнения полученных сведений с данными отчётности бухгалтерской проверки;
- установления виновных при недостаче и порче имущества;
- проверки объективности отображения имущества и обязательств, так или иначе с ним связанных.
Инвентаризации подвергаются любые ценности предприятия, где бы они ни находились, и каждая финансовая операция.
Время проведения
Этот процесс проводится:
- при изменении статуса имущества: сдаче его в аренду, продаже, покупке нового, естественном выходе его из строя (когда есть необходимость в списании);
- перед написанием завершающего бухгалтерского отчёта (за последний год);
- при вступлении в должность материально ответственного сотрудника;
- в результате исчезновения имущества, его порчи и т.п.;
- если вещи пострадали от экстремальных ситуаций (стихийных бедствий, техногенных аварий и т.д.);
- при изменении состояния организации (закрытии, реорганизации).
Инвентаризация проводится учреждением в соответствии с п 7. Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ и «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. Её нужно устраивать каждые 3 года, книги, журналы, газеты в библиотеках допустимо проверять раз в 5 лет. Помимо запланированной, проходит и внеплановая инвентаризация – после чрезвычайных происшествий, исчезновения или выведения из строя вещей, обмана потребителей и т.п.
Процедура
Существует определённый порядок инвентаризации имущества, его необходимо соблюдать:
- Подготовка. Глава предприятия издаёт соответствующий приказ в письменном виде, собирается комиссия из 3 и более человек (материально ответственное лицо и соответствующие специалисты – бухгалтер, товаровед и т.п., иногда привлекаются сотрудники правоохранительных органов или внешние аудиторы), определяются время и масштаб, материально ответственный работник пишет расписку о сдаче расходно-приходной документации в бухгалтерию или предоставлении её комиссии.
- Проведение. Выявление факта наличия, измерение материальных вещей, подсчёт финансов, пишется акт инвентаризации имущества (обычно в 2 экземплярах: один остаётся у материально ответственного лица, второй сдаётся бухгалтерам).
- Сопоставление содержания описей вещей и предыдущего учёта.
- Заключение – отражение итогов в документах.
Если много работы или возникла экстренная ситуация, для инвентаризации имущества и финансовых обязательств могут привлекаться специалисты со стороны. Если дел немного, и проверка плановая, обычно обходятся силами сотрудников организации.
Опись материальных ценностей
Всегда выполнение работ по инвентаризации имущества предусматривает установление наличия этих вещей и выяснение их функциональности. Материальные предметы проверяют в порядке их нахождения в помещении. Установив наличие той или иной вещи, её измеряют – взвешивают, определяют длину и ширину или считают расчётным путём (если предметов много – например, овощи или фрукты в хранилище).
Деньги и документы перебирают по листам, монеты считают по количеству кружков. Когда сырьё или товары запакованы, вскрывается несколько упаковок, проверяется, соответствует ли то, что внутри, надписи. В случае выявления несоответствий вскрывается всё. Результаты вписываются в подготовленную опись.
Процесс проверки проводится по возможности без перерывов. Если же работы много, и в них возникла необходимость, помещение запирается и опечатывается главой комиссии, ключ отдаётся на хранение материально ответственному лицу. Опись кладётся в сейф, его тоже опечатывает председатель.
Аналогично проводится инвентаризация недвижимого имущества: устанавливаются его наличие, местонахождение, состав, площадь и другие важные характеристик.
Проверка финансов
Она представляет собой подтверждение остатков по разным счетам бухучёта – расчётам с заказчиками и прочими людьми и организациями. Если проверяются обязательства по финансам, тщательно сверяются любые взаиморасчёты.
Во время инвентаризации кассы проверяются кассовая книга, все отчёты кассира, ордера на приход и расход, журналы их регистрации, оправдательные документы, сравниваются фактические и учётные остатки. Также подсчитываются денежные знаки – по каждой купюре. Всё, как и при подсчёте материальных ценностей, включается в специальную опись.
Результаты всегда вносятся в отчёт месяца, в котором была проведена проверка. Если она годовая, то данные заносятся в годовой бухгалтерский отчёт. Регулярная инвентаризация важна для каждой организации – эта процедура даёт руководству точные сведения о функциональности имущества и наличии задолженностей.