Добавлено в закладки: 0
Трансформацией или преобразованием финансовой документации называют адаптацию счетов к единым международным стандартам бухгалтерского отчета.
Когда трансформация отчетности необходима
Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной к исполнению процедурой. Однако порой в ней возникает потребность, например, при инвестировании, когда документация должна быть составлена в соответствии с международными стандартами. Преобразование документов компании в формат МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) дает возможность перевести соответствующую российскому законодательству финансовую документацию к стандартам МСФО. Эта процедура обойдется предприятию дешевле, чем ежедневное, параллельное с российским ведение учета по МСФО.
В отчетность входит информация о доходах и убытках, о произошедших изменениях в уставном капитале, бухгалтерский баланс, данные о денежных потоках, а также все примечания, требуемые для создания пояснительной записки по МСФО.
Предприятие отражает все требуемые данные в соответствии с российской системой финансового учета, и лишь при потребности производятся поправки в финансовой документации, чтобы преображенные данные соответствовали стандартам МСФО. При применении любого из видов преобразования требуется учитывать, что:
- точность информации зависит от умения и знания тех, кто производит перекладку финансовой документации, что влияет на качество поправок при создании бухгалтерских отчетов;
- без абсолютного взаимопонимания и сотрудничества со стороны коллектива организации внешние специалисты не могут положительно осуществить конверсию или преобразование финансовой документации.
Плюсы и минусы международной отчетности
Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО дает предприятию следующие важные конкурентные преимущества:
- возможность привлечения дополнительных инвестиций;
- налаживание контактов с иностранными инвесторами и партнерами;
- такая отчетность содержит дополнительный материал, анализ которого позволяет принимать важные управленческие решения;
- сделать показатели отчетности более прозрачными и информативными, устранить недостоверность;
Среди очевидных минусов трансформации можно выделить:
- дополнительные расходы на приведение отчетности в соответствие с международными нормами;
- отсутствие значимых изменений в результатах деятельности на первом этапе;
- уменьшение значения показателя “прибыль” в балансовом отчете.
В любом случае обязателен анализ положительного эффекта от преобразования отчетности, который должен превышать расходы на ее трансформацию.
Особенности трансформации бухгалтерской отчетности
Способы осуществления преобразования документации на различных предприятиях могут существенно разниться. В ходе преобразования требуется участие сотрудников предприятия. На практике, план приведения финансовой документации в соответствие с требованиями МСФО на базе системы учета в РФ происходит последовательно и состоит из следующих этапов:
- планирование;
- проведение процесса преобразования;
- составление бухгалтерской отчетности и примечаний к ней.
Перед проведением непосредственного хода преобразования требуется:
- получить все требуемые данные о корпоративной структуре и основных видах деятельности компании;
- получить документацию об имеющейся системе бухгалтерского учета, а также учетные процедуры и способы, которые позволяют регулировать учет хозяйственных операций;
- произвести оценку объема работ и разработать график проведения преобразования, а также провести его согласование с руководством компании;
- получить отчетную документацию компании, которая составлена в полном соответствии с действующей на территории РФ системой бухгалтерского учета.
При осуществлении преобразования отчетности значительную часть данных для составления бухгалтерской отчетности согласно МСФО можно получить, проводя анализ счета бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности компании. При этом все счета бухгалтерского учета условно подразделяются на постоянные, данные которых отражаются в бухгалтерском балансе и временные, отражаемые в отчетах о доходах и убытках.
Как осуществляется трансформация отчетности?
При осуществлении преобразования, общая стратегия включает в себя следующее:
- осуществление анализа используемой политики и состояния финансового учета в компании;
- исследование счетов оборотно-сальдового баланса;
- составление пробного трансформированного баланса к дате отчета;
- подготовку данных и рабочих таблиц для подготовки отчета обо всех финансовых потоках;
- подготовку рабочих таблиц для создания отчета обо всех доходах и убытках в соответствии с требованиями МСФО.
Принципиальные отличия
Российская финансовая отчетность ориентирована на предоставление данных государственным органам, для обеспечения контроля за налоговыми поступлениями в бюджет.
Международный бухгалтерский стандарт (МБС) – это предоставление данных о функционировании, финансовой ситуации организации, что является крайне необходимым при принятии экономических решений. Однако имеются и некоторые довольно значительные расхождения:
- себестоимость реализованной продукции в РФ может включать часть общехозяйственных затрат, а в МБС только прямые и накладные производственные расходы;
- состав управленческих расходов – в РФ включаются банковские проценты по кредитам, а в МБС выделяются отдельной строкой в отчете о доходах и убытках;
- нераспределенный доход в РФ – это разница между суммой доходов до налогообложения и налогом на прибыль и затратами, которые компенсируются за счет дохода, остающаяся в распоряжении компании, а в МБС – разница между доходом до налогообложения и налогом на прибыль;
- в РФ нормы начисления амортизации намного меньше применяемых в международной практике.
Полноценная процедура преобразования требует не только затрат времени, но и участия высококлассных специалистов.
Публикация международной отчетности
Обнародование международной отчетности происходит согласно требованиям международных стандартов, в соответствии с которыми может понадобиться публикация документации предприятия. Организация на своем официальном сайте обязана опубликовать:
- бухгалтерский баланс – отчет о финансовом состоянии компании;
- отчет о финансовых результатах – отчет об общей прибыли за годовой период;
- отчет об изменении в уставном капитале;
- отчет о финансовых потоках;
- расшифровка финансовой документации и комментарии к ним.
Кроме того, на официальном сайте предприятия должна указываться вся необходимая основная информация о компании: перечень собственников, ее структура, описание услуг, оказываемых компанией или продукции, данные о политике учета, заявление о соответствии международными требованиям МСФО.
Таким образом, трансформация бухгалтерской отчетности не относится к обязательной процедуре для всех. Она представляет собой набор корректировок, позволяющих преобразовать учет хозяйственных операций в формат соответствия МСФО. Чаще всего такая необходимость возникает при сотрудничестве с иностранными партнерами.