Добавлено в закладки: 0
В современной бухгалтерии обязательно достигается взаимоувязка показателей форм отчётности. Однако, чтобы хорошо разобраться в этом процессе, необходимо сначала вспомнить основное понятие бухгалтерской документации, а так же её предназначение.
Прежде всего, бухгалтерская документация, как и финансовая, служит для отражения всех процессов, которые происходят в организации на протяжении отчётного периода. Все мельчайшие подробности различных операций, таких как: перемещение денежных, материальных средств, получение выручки или убытков, кредиты, расчёт с работниками по зарплате и т. д. заносятся в документы с соблюдением всех требований.
С помощью этих бумаг можно получить объективные данные о количестве выпущенной продукции или оказанных услуг за месяц и сопоставить с результатами прошлых периодов. Это позволяет анализировать эффективность деятельности, а так же окупаемость вложений. Человек способный грамотно извлекать информацию из этих документов может ясно проследить за состоянием организации и качеством выполнения поставленных перед ней задач.
Кто работает с бухгалтерской отчётностью?
Вышеизложенная информация подтверждает необходимость составления этой документации, ведь она позволяет руководству точно оценить каждый вид деятельности, имущественное и любое другое состояние фирмы, а так же планировать стратегию развития на рынке. Однако польза финансовой отчётности не ограничивается внутренним уровнем.
Некоторых субъектов рынка, к примеру, банков, законодательство обязует открыто вести свою отчётность и рентабельностью с предоставлением всех необходимых бумаг. Так же каждая организация обязательно в течение года должна предоставить итоговую бухгалтерскую документацию в налоговую службу (начиная с 2013 года необходимо предоставлять и в Государственный комитет статистики).
Вместе с этим все предприятия обязаны раз в несколько лет, (или чаще, в определённых случаях) подвергаться аудиторской проверке, в ходе которой используются данные из бухгалтерской отчётности.
Пакет отчётных документов
Каждое предприятие ежегодно отчитывается перед контролирующими инстанциями специальным пакетом документов которые должны быть оформлены на установленных Министерством финансов бланках. Он состоит их бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах.
В список необязательных документов входят:
- Отчёт об изменении в структуре капитала.
- Отчёт о перемещении денежных средств.
- Пояснительная записка по обязательным документам.
- Специальные приложения, служащие в роли информационного дополнения к некоторым графам баланса.
Раньше вместе с обязательными документами требовалось предъявление аудиторского учёта, без которого документация предприятия не признавалась действительной, но по новым правилам это обязательство исключено. Однако те организации, которые публично предоставляют отчётность, всё ещё должны выставлять аудиторские проверки на всеобщее обозрение.
Взаимоувязка показателей основных форм отчётности
Учётные документы должны быть связаны между собой, так как их единственное предназначение – это детальное отражение состояния фирмы за определённый период. Поэтому при их составлении необходимо придерживаться взаимозависимости, которая легко прослеживается. В свою очередь баланс и отчёт о финансовых результатах оформляются на основе расчётов аналитического и синтетического бухучёта, следовательно, все данные должны быть сопоставимы. Таким образом, правильность составления баланса и отчёта о финансовых результатах определяется сходством их граф, так как они содержат сведения о текущем состоянии фондов предприятия и его долгах.
Взаимоувязка показателей годового баланса и отчета о финансовых результатах должна быть выражена в следующих графах документов:
- Баланс – “Отложенные налоговые активы” (рассчитывается разница показателей), в отчете №2 отражена эта сумма по строке изменения активов.
- Также определяется показатель “Отложенные налоговые обязательства”.
- Разница показателя “Нераспределенная прибыль” в годовом балансе подлежит увязке со сведениями в стр.2410 отчета № 3, в котором эти цифры имеют название “Чистая прибыль”.
Контрольные цифры баланса и отчета №3
В отчете №3, составляемым с целью контроля за увеличением или уменьшением капитала, некоторые данные дублируют цифры годового итогового отчета. К примеру, величина уставного капитала отражена в балансе по строке 1310, он определяется на последнюю дату отчетного года. Эти цифры должны быть равны величине капитала в Отчете №3.
В этих же графах отчета №3 дублируются следующие итоговые суммы годового баланса (они отражаются в других столбцах строк 3100, 3200, 3300 Отчета №3):
- Стоимость приобретенных акций компании (строка 1320 баланса).
- Величина резервного капитала (стр 1360).
- Полученный финансовый результат по строке 1370.
- Итог (стр.1300″ баланса).
Взаимоувязка показателей годового баланса и формы №4
Одинаковые суммы, отражающие взаимоувязку годового баланса и формы №4 Отчет о движении денежных средств, должны быть в балансе и в отчете в соответствии с датами определения показателя. Так, например, должны быть одинаковыми суммы по строкам 1250 баланса и стр. 4500 отчета, это означает равенство сумм денежных средств на одну и ту же дату. Аналогичным образом должны совпадать сведения за предыдущие периоды.
Формы Отчета о финансовых результатах и Отчета о движении капитала также имеют показатель взаимоувязки – “Чистая прибыль”
Таким образом, взаимоувязка показателей отчетности означает то, что сведения, подаваемые по дублируемым графам отчетности должны совпадать. Так, например, параметр “чистая прибыль” должен иметь одинаковое значение, в каком бы он ни использовался отчете.