Добавлено в закладки: 0
Любая организация осуществляет различные хозяйственные операции, принимает различные решения. Все эти действия отображаются в бухгалтерской отчётности.
Это совокупность данных, которые характеризуют результаты финансовой и хозяйственной деятельности за определённый (отчётный) период. Эти данные можно получить из бухгалтерского и других видов учёта. Отчётность – это и средство управления предприятием, и способ предоставить информацию о его деятельности. Она играет очень важную роль в системе информирования.
Именно бухгалтерская отчётность легко объединяет информацию других видов учёта и подаёт её в удобном для восприятия виде. Это неотъемлемая часть системы бухгалтерского учёта, которая выявляет любые факты, которые могут повлиять на прибыль или убытки предприятия. Благодаря такой отчётности можно откорректировать и проследить за курсом финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия.
Состав бухгалтерской отчетности
Вся бухгалтерская отчётность включает в себя такие элементы:
- Бухгалтерский баланс.
- Отчёт об убытках и прибылях.
- Отчёт о движении денежных средств.
- Отчёт об изменениях капитала.
- Отчёт о целевом использовании полученных средств.
- Записка к бухгалтерскому балансу.
Основой отчётности является бухгалтерский баланс. Существуют различные виды балансов: баланс доходов и расходов предприятия, основных фондов, денежных доходов и расходов населения, материальный баланс, баланс трудовых ресурсов и другие. Баланс применяется в планировании и анализе деятельности предприятия. В зависимости от сроков он может быть:
- Начальным. Составляется после регистрации предприятия и свидетельствует о его создании.
- Промежуточным. Составляется за промежуток времени между началом и концом отчётного периода.
- Завершающий (Ликвидационный). Свидетельство прекращения деятельности предприятия.
Баланс имеет два раздела. Актив – в его состав включают имущество и различные имущественные права. Пассив – показывает, какая величина капитала была вложена в деятельность организации, и кто участвовал в создании этой суммы.
Финансовая отчётность обладает такими свойствами:
- она составляется по общеизвестным основным показателям;
- её данные подтверждаются документацией по каждой операции;
- достоверность данных могут подтвердить независимые аудиторы.
Отчётность необходимо хранить в течение определённого периода времени, поэтому по ней можно судить о совершённых финансовых операциях и истории предприятия. Бухгалтерская отчётность классифицируется по разным критериям:
- по видам;
- по периодичности составления;
- по степени обобщения информации;
- по объёму данных, которые включены в отчётность.
Классификация видов отчетности
В зависимости от назначения различают следующие отчетные документы:
- Бухгалтерские. Данные представлены в стоимостных показателях.
- Статистические. Составлены на основе бухгалтерского учёта, показатели представлены в натуральном и стоимостном выражении.
- Оперативные. Отражают данные за определённый короткий временной промежуток, чтобы оперативный контроль за деятельностью был более эффективным.
- Налоговые. Подтверждает правильность расчётов с налоговыми службами и уплату всех необходимых налоговых платежей.
В зависимости от периода составления отчетность может быть:
- Промежуточная. (Периодическая отчётность за день, месяц или квартал).
- Годовая. (Обычно составляется на 1 января года, который следует за отчётным).
Назначение финансовой отчётности
Обязательный элемент бухгалтерской отчётности – отчёт о финансовых результатах. Его назначение – предоставить полную информацию о доходах и расходах организации за указанный отчётный период. Доходы и расходы отображаются в момент поступления и выбывания. Если организация небольшая – отчёт может быть предоставлен в сокращённой форме.
Содержание отчёта о движении денежных средств регламентируется П (С) БУ №4. Здесь указываются данные о движении средств в результате операционной, инвестиционной или финансовой деятельности. Движением средств принято считать их поступление или выбывание. К денежным средствам относят наличность, средства, которые находятся на хранении в банках и депозиты до востребования.
Отчёт об капитале – его особенностью является разделение на 3 раздела, информация в нём отображена в виде шахматной таблицы, где в строках приведены статьи, а в графе указаны статьи первого раздела актива баланса.
Общие требования к бухгалтерской отчётности:
- В ней не должно быть пустых строк.
- Данные приводятся за отчётный год и год, который ему предшествует.
- Показатели, имеющие отрицательное значение, отображаются в скобках.
- Каждый отчёт имеет заголовок, где указано его название и период отчёта, вид деятельности, наименование предприятия и его ИНН.
- В конце каждой формы отчётности должна стоять подпись руководителя и бухгалтера, а также дата подписания.
Для крупных и мелких организаций отчётность немного различается. Она может быть упрощённой или нулевой – если деятельность предприятия временно приостановлена, во всех графах отчёта будут проставлены нули.
Бухгалтерская отчётность – источник информации о финансовом положении предприятия. Анализ и её изучение позволит определить причины неудачи или успеха в работе организации. Отчётность составляется согласно определённым стандартам, и не все имеют к ней доступ. Для всеобщего предоставления информации используется внешняя финансовая отчётность. Правила ведения отчётности должны быть указаны в документах, которые создавались при регистрации организации и в её учётной политике.
Таким образом, все формы и виды отчётности тесно связаны между собой и в сумме дают систему финансовых показателей, которые описывают результаты работы предприятия за отчётный период. Эта система имеет комплексный характер и отображает различные аспекты одних и тех же операций. Ею могут пользоваться инвесторы, поставщики, правительство и общественность.