Добавлено в закладки: 0
В начале прошлого века возникла необходимость в консолидации финотчетности. Этот процесс явился следствием централизации и концентрации капитала.
Со временем консолидированная бухгалтерская отчетность выделилась в отдельный вид документации. Также есть и другие виды бухгалтерской отчетности, однако данная статья посвящена именно консолидированной.
Любое предприятие, вне зависимости от формы собственности и размеров, обязано документально фиксировать свою деятельность.
Общие сведения
Бухгалтерский отчет обобщает:
- данные по всем хозяйственным операциям, которые предприятие совершило за отчетный период;
- данные о финансовой стороне деятельности;
- о льготах, предоставленных предприятию;
- о налоговых отчислениях.
В качестве отчетного периода, как правило, выбирается год, но возможны варианты, когда отчетность формируется и за более короткий промежуток времени (например, поквартально). Пользоваться бухгалтерской отчетностью могут госорганы (в первую очередь налоговики и органы статистики), руководство предприятия (для того, чтобы иметь представление о реальном положении дел в целом), кредитные организации, клиенты, ряд сотрудников предприятия. Грамотно и вовремя составленная бухгалтерская отчетность – признак зрелости предприятия. Что касается формы предоставления отчетности, то можно выделить 2 типа стандартов:
- национальные (разрабатываются для нужд отдельно взятой страны);
- международные.
В последние годы глобализация экономики обусловила растущую значимость Международных стандартов финотчетности. Примером могут служить стандарты ЕС и нормы IASB.
Особенности и состав консолидированной отчетности
Консолидация означает объединение в одно целое отчетов ряда взаимосвязанных предприятий. Основное преимущество консолидированной бухотчетности состоит в том, что сети взаимосвязанных предприятий сложнее манипулировать данными и скрывать истинное положение дел. Что же касается головной организации, то она обязана подать в контролирующие органы не только сводный отчет, но и отдельно отчитаться о собственной деятельности.
Основное отличие от обычной бухгалтерской отчетности состоит в том, что в отчете фигурируют данные нескольких организаций. Также разнится круг пользователей отчетности и техника составления. В пакет документов входит:
- данные о финансовой деятельности головной организации и дочерних предприятий;
- сводный баланс;
- необходимые пояснения.
Нормативное регулирование
Основы ведения бухгалтерской отчетности изложены в специальном законе «О бухгалтерском учете». Кроме этого нужно отличать обязательные требования к оформлению от рекомендованных (которые носят скорее необязательный характер). При составлении документации необходимо учитывать требования следующих структур и документов:
- Минфина. Это основное ведомство, занимающееся регулированием ведения документации;
- федеральное законодательство. Как правило, содержит уточнения к общепринятому порядку ведения документации;
- различных кодексов РФ;
- текст положения 4/99 по вопросам бухучета;
- также применимы нормы приложения к приказу Минфина РФ от 30 декабря 1996 года. Нужно учитывать дополнения, введенные 12 мая 1999 года.
При этом обязательными к выполнению являются законодательные инициативы Минфина. К рекомендуемым можно отнести различного рода инструкции по составлению отчетов, требования как самого минфина, так и федерального законодательства.
Ведение учетной документации
Помимо требований Министерства финансов каждая компания сама определяется со способом ведения документации. То есть учетная политика организации формируется самой организацией, необходимо лишь, чтобы ее положения не противоречили законодательству в этой области. Общие принципы сформированы в Минфине и остаются неизменными для всех.
На первый взгляд кажется нелогичным оставлять формирование учетной политики за предприятием, ведь существуют четкие рекомендации по составлению отчетной документации. Тем не менее, универсальную учетную политику создать невозможно из-за специфики конкретных предприятий. Небольшая компания вполне может ограничиться отчетом и прибыли и убытках, а также бухгалтерским балансом. Но вот крупная организация с мощной сетью дочерних структур обязана помимо этого четко изложить учетную политику каждого подконтрольного предприятия.
Предприятие обязано составлять консолидированную бухотчетность только в том случае если:
- оно владеет контрольным пакетом акций АО или большей частью уставного капитала ООО;
- имеет сеть дочерних структур и регулирует их деятельность.
Вся документация ведется на русском языке, поэтому, если дочерние компании работают за рубежом, то их отчеты должны снабжаться построчным переводом. Если зарубежные компании в отчете использовали иностранную валюту, то суммы необходимо перевести в рубли.
Требования и основы отчетной документации
Помимо того, что документы консолидированной бухотчетности должны содержать правдивую, исчерпывающую информацию, есть ряд специфических требований:
- устанавливается единый срок подачи отчетной документации для всей группы;
- каждое предприятие оценивается по единой методике;
- все документы должны быть составлены на одном языке;
- в отчет входит и деятельность головной организации.
Так как консолидированная сводная бухгалтерская отчетность рассматривает группу предприятий как единое целое, важно избежать повторения данных. Для этого из окончательного сводного отчета исключаются такие данные как:
- перемещение финансов и средств среди одной группы;
- данные об инвестициях головного предприятия в пределах группы.
Таким образом, основное отличие в ведении консолидированной отчетности заключено в том. что такой вид учета ведется предприятиями, имеющими филиалы. Сводные отчеты по деятельности головного предприятия и его подразделений позволяют получить полное представление об их экономическом положении.