Добавлено в закладки: 0
В отношении коммерческой организации может быть применен упрощенный порядок исключения из ЕГРЮЛ. Инициатором процедуры может выступить налоговая служба. Законодательно прекращение недействующего юридического лица закреплено ст.64.2 ГК РФ.
Причины исключения
Положение об исключении из государственного реестра недействующих компаний появилось в законе в 2001 году. Позже норма была дополнена ФЗ от 02.05.2005 № 83-ФЗ.
Оно направлено на сокращение бюджетных расходов при банкротстве для компаний, не имеющих существенной задолженности и не занимающихся хозяйственной деятельностью. Прекращение юридического лица осуществляется при одновременном действии следующих факторов:
- компания в течение года не отчитывалась по итогам своей деятельности перед налоговой инспекцией;
- у предприятия отсутствуют банковские счета или оно не вело операции по ним в течение года.
Такое предприятие считается недействующим и может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. Новая редакция ФЗ от 08.08.2001 ФЗ-129 дополнила возможность проведения упрощенной процедуры по исключению предприятия из ЕГРЮЛ. Дополнительные основания:
- у предприятия недостаточно денег для ликвидации;
- наличие в ЕГРЮЛ недостоверных данных о компании, например, адреса предприятия или учредителей.
Порядок исключения
Процедура прекращения недействующего юридического лица осуществляется в определенной последовательности:
- обнаружив основание для проведения исключения компании из госреестра, налоговый орган принимает соответствующее решение;
- режим налогообложения, который применяет предприятие и его организационно-правовая форма, не имеют значения;
- о принятом решении публикуется сообщение в СМИ в течение 3 дней. Инициатор процедуры должен указать информацию о возможности и порядке предоставления заявлений лицами, чьи права затрагивает процедура ликвидации;
- кредиторам предоставляется три месяца для подачи письменных возражений по поводу принятого решения. При отсутствии подобных заявлений решение входит в силу. Подача заявлений служит основанием для отмены решения об административном исключении предприятия из госреестра – оно подпадает под ликвидацию по общим правилам;
- решение об исключении отменяется и в том случае, если поступит информация о возбуждении в отношении компании дела о банкротстве.
Правовые последствия исключения для недействующей компании будут теми же, что и при ликвидации. Органы управления предприятием могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законом.
Требования к заявлению
Чтобы прекращение недействующего юридического лица было приостановлено, заявление заинтересованного лица должно отвечать определенным требованиям. Мотивация – оно должно содержать веские основания для отмены решения. Заявление составляется по стандартной форме, которая должна быть утверждена государственным органом. В поправках к закону оговорены и возможные способы представления письменного возражения:
- почтовым отправлением, в котором подпись отправителя должна быть удостоверена нотариально;
- в виде электронного документа, удостоверенного с помощью ЭЦП;
- подачей заявления в налоговый орган заинтересованным лицом с предъявлением документа, удостоверяющего его личность;
- подачей письменного возражения представителем заинтересованного лица с нотариальной доверенностью на его имя.
Только в перечисленных случаях заявление об отмене решения об исключении будет принято и рассмотрено.
Различия между ликвидацией и исключением
Нужно отметить ряд принципиальных отличий между понятиями – ликвидация юридического лица и прекращение недействующего юридического лица. При прекращении недействующего хозяйствующего субъекта не применяется конкурсное производство, где значительная роль отводится кредиторам.
Удовлетворение их требований при ликвидации осуществляется за счет имущества должника после проведения инвентаризации. После расчетов с кредиторами арбитражный суд завершает процедуру ликвидации, после чего регистрирующий орган исключает предприятие из ЕГРЮЛ.
При исключении недействующих предприятий применяется лишь административная процедура прекращения правоспособности. Конкурсное производство, инвентаризация имущества и его продажа для расчета с кредиторами – не проводится. Ликвидация компании рассматривается, как частный случай прекращения деятельности.
Возможность субсидиарной ответственности
В отличие от ликвидации, прекращение недействующего юридического лица осуществляется по правилам даже при наличии задолженности по налогам. Уход от исполнения обязательств после исключения из реестра предоставляет недобросовестным предпринимателям возможность бесплатно закрывать ненужное предприятие и открывать новое. Для пресечения подобных действий в ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ внесены изменения, касающиеся субсидиарной ответственности для руководителя компании.
Если невозможность исполнения компанией обязательств возникла из-за неразумных действий или недобросовестности руководства, то по заявлению кредиторов суд может возложить на учредителей субсидиарную ответственность по погашению задолженности.
Однако заявитель должен доказать намеренную недобросовестность или неразумность действий руководства. Поправки касаются только обществ с ограниченной ответственностью.
Прекращение недействующего юридического лица имеет и другие негативные последствия. Если компания, имевшая задолженность перед бюджетом, исключена из реестра в административном порядке, то ее директор или учредители с 50% голосов ограничиваются в ведении предпринимательской деятельности. В течение трех лет они не могут занимать место руководителя юридического лица или зарегистрировать его в качестве учредителя.
https://youtu.be/G8fgsghsq1E