Добавлено в закладки: 0
Понятие товарного знака появилось много тысячелетий назад. В Китае им помечали глиняную посуду. Сегодня фирменный логотип является популярной интеллектуальной собственностью. Одна из главных причин – правовая охрана. Передача исключительного права на товарный знак существенно дешевле, чем оформление патента, а срок его действия неограничен. Собственник может переуступить или передать торговую марку другому лицу, для которого логотип представляет бизнес-интерес. Передача прав на товарный знак регламентируется законом.
Способ передачи прав
Передача прав на товарный знак возможна только по собственному волеизъявлению владельца. Брендированный логотип не может передаваться, если отсутствует согласие от правообладателя Различают несколько видов гражданско-правовых договоров при реализации передачи права на торговую марку:
- Договор о полной уступке прав, которые переходят к новому субъекту (ст. 1488 ГК РФ).
- Договор по лицензионному соглашению, когда происходит передача прав на временной основе. (ст. 1489 ГК РФ).
- Договор франчайзинга, при котором кроме прав, оформляется разрешение на использование названия компании, стиля, и технологии производства. (ст. 1027 ГК РФ).
Передача прав на товарный знак производится как на все товары и услуги, так и на определенные виды продукции и может осуществляться как на возмездной, так и безвозмездной основе. С помощью такого договора фактически происходит передача права на использование товарного знака приобретателю. Все права и обязанности владельца переходят к нему.
Заключается документ в письменной форме, его содержание изложено в ГК РФ, базовым правилом считается обозначение условий, при которых происходит полный или ограниченный переход прав приобретателю.
Государственная регистрация договоров
Подготовленные и согласованные обеими сторонами договора о передаче прав на логотип, в обязательном порядке. подлежат государственной регистрации в Патентном ведомстве. Не прошедшее такую процедуру соглашение, не имеет юридической силы.
Ст. 1232 ГК РФ регулирует порядок проведения регистрации при передаче прав на логотипы. Такую регистрацию проводит служба Роспатента (ФИПС). Процедура регистрации платная, размер пошлины составляет 13500 рублей, и оплачивается непосредственно в Патентном бюро.
Для регистрации предоставляется один из следующих документов:
- заключенный договор на передачу права на товарный знак;
- заверенная нотариусом выписка из договора;
- уведомление от обеих сторон, которое подтверждает переход права на логотип.
Следует учитывать, что в лицензионном соглашении обозначается период его действия, и по окончании срока факт регистрации аннулируется.
Срок рассмотрения представленных документов в Патентное бюро составляет два месяца. При правильно оформленных документах и наличии уплаты пошлины ФИПС выносит решение о регистрации договора об уступке товарного знака. В случае отказа заявитель должен устранить замечания и подать документы на регистрацию заново.
При положительном результате обе стороны, участники соглашения получают следующие документы:
- уведомление о регистрации договора;
- экземпляр соглашения с отметкой о регистрации, в котором указана дата и регистрационный номер.
Любые изменения или дополнения, вносимые в соглашение об уступке товарного знака или в лицензионный договор, будут считаться недействительными без регистрации в Роспатенте. В любом случае передача прав на товарный знак возможна после составления и подписания договора уступки в государственной службе.
Особенности заключения договоров об уступке прав
После передачи прав другому лицу, стороны заключают договор об отчуждении. Данный договор должен включать в себя:
- Указание предмета, по которому выступает товарный знак на все товары и услуги, или на отдельные конкретные его виды.
- В обязательном порядке обосновать правила возмездности передачи прав.
- Сведения о документе, которым закреплено исключительное право на фирменный логотип.
- Список товаров, на которых будет проставляться торговая отметка.
- Обозначить территориальные границы, формы и способы распоряжением предмета договора, ответственность сторон и т.д.
Лицензионное соглашение
Передача права на товарный знак может быть оформлена в виде лицензионного соглашения. При такой форме права собственности сохраняются за первоначальным правообладателем, а приобретатель же использует логотип в рамках подписанного соглашения.
Законодательство не запрещает владельцу заключение одновременно нескольких лицензионных договоров. Передача прав на товарные знаки по лицензионному соглашению, а также требования к его содержания прописаны в ст. 1489 и ст. 235 ГК РФ.
Участники соглашения самостоятельно принимают решение о размере вознаграждения. При отсутствии в договоре вознаграждения, он считается ничтожным.
Срок использования товарного знака по лицензионному соглашению самостоятельно определяется сторонами сделки, который ограничивается общим периодом правовой защиты интеллектуальной собственности.
Требования к содержанию лицензионных договоров зафиксированы в ст. 1489 и ст. 235 ГК РФ. В период действия лицензионного соглашения допускается передача владельцем права на товарный знак иным юридическим лицам (ООО, ИП). При этом собственник может претендовать на получение вознаграждение от всех лиц, кому предоставлено право на использование этого товарного знака.
Такое соглашение также заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Размер госпошлины за регистрацию соглашения, выданного нескольким лицам, также составляет 13 500 рублей.
Важным условием является то, что срок действия лицензионного соглашения не должен превышать период действия самого товарного знака. Если такое условие отсутствует, то соглашение считается заключенным на срок полезного использования в пять лет.
Договор франчайзинга
Преимущество договора франчайзинга в том, что кроме права, передается разрешение на использование собственно названия компании владельца на товарный знак, право вести деятельность по технологии, стандартам производства, пользоваться его корпоративным стилем и секретами. Франчайзер (владелец), как заинтересованное лицо, оказывает всяческую поддержку другой стороне (франчайзи), помогая выстроить успешный бизнес.
Также, как и другие соглашения, договор франчайзинга заключается в письменной форме исключительно с юридическими лицами и ИП, и подлежит государственной регистрации в Патентном ведомстве на основании представленных документов. При заключении договора устанавливается вознаграждение в виде единоразового платежа (паушального взноса), или ежемесячных отчислений от выручки (роялти).
Срок действия договора франчайзинга зависит от периода правовой помощи и действия товарного знака, и может быть бессрочным.
Договор залога
В качестве обеспечения по кредитам или иным долговым обязательствам владелец имеет право передать товарный знак по договору залога. Особенность такого договора заключается в том, что в случае, если долговые обязательства не будут исполнены, то взыскание может быть обращено на сам предмет залога, под которым выступает ТЗ.
Передав логотип компании по договору залога, владелец продолжает им пользоваться и распоряжаться для ведения бизнеса, если иное не предусмотрено в особых условиях. В договоре в обязательном порядке прописывается стоимость товарного знака, сроки действия залога, и сроки исполнения своих обязательств залогодателем.
В качестве залога может выступать фирменный логотип, официально зарегистрированный в Роспатенте. Судебная практика свидетельствует, что подписантом договора залога выступает только то лицо, на имя которого зарегистрирован фирменный бренд в Патентной палате.
Использование товарного знака
Для успешного ведения бизнеса немаловажное значение имеет интенсивное использование товарного знака в хозяйственном обороте. Более того, действующее законодательство провозглашает принцип обязательного применения товарного знака. Существует немало форм распространения логотипа на товарах, и упаковках. Особенно эффективные способы продвижения – выставки и ярмарки, реклама в интернете, в журналах, газетах, проводимых в крупных торговых центрах акции и распродажи.
Правообладатель товарного знака в целях активизации не должен допускать перерывы в использовании логотипа, превышающих сроки, установленные законодательством. Если бренд не используется в течение пяти лет с даты его регистрации, то его действие может быть прекращено полностью, или частично (Ст.1486 ГК РФ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование товарного знака является по Гражданскому законодательству не только правом, но и обязанностью владельца такого знака.
Но если владелец предоставит доказательства, что весь этот период он занимался налаживанием производства товаров для маркировки их товарным знаком и прочей подготовительной операцией, то в соответствии со статьей 1486 ГК РФ могут быть приняты во внимание обстоятельства, не зависящие от владельца, и предоставлено дополнительное временя для подготовительных мероприятий.
Незаконное использование товарного знака
Российское законодательство регулирует незаконное использование товарного знака, для этого предусмотрена статья 180 УК РФ, в которой предусмотрен ряд санкций в отношении нарушителей различной степени ответственности. Владелец не только имеет право на использование товарного знака, но и на отслеживание и пресечение его незаконного применения.
Нарушение использования товарного знака могут принимать следующие формы:
- Без согласия владельца продажа товаров или услуг с использованием логотипа, размещение его на этикетках и упаковках товаров, которые публично демонстрируются на выставках без ведома законного правообладателя. Аналогично и при оказании работ и услуг без договора о передаче прав.
- Использование чужого товарного знака наказывается: нарушителя принуждают признать право за законным правообладателем, а товары, на этикетки и упаковки которых незаконно нанесен логотип, подлежат изъятию. В отдельных случаях нарушителя понуждают публично признать факт незаконного использования бренда.
- Законный владелец зарегистрированного товарного знака имеет право на возмещение убытков за использование его без ведома правообладателя в сумме до пяти миллионов рублей, либо двукратной стоимости от реализованного товара, или услуг. Также владелец имеет право потребовать изъятия из оборота и уничтожения товаров, этикеток и упаковок за счет нарушителя.
Бухучет и товарный знак
Фирменный логотип в бухучете относится к группе нематериальных активов, формируя имущество предприятия. Использует ли собственник логотип в своих коммерческих целях, либо передает право на применение иным лицам, оба варианта подлежат фиксированию в документах предприятия.
К примеру, приобретение товарного знака отражается в плане счетов по статье 04 – Нематериальные активы, независимо от способа его создания, или приобретения. Если компания создала собственный бренд за счет своих сил, затратив материальные и трудовые расходы, то его первоначальная стоимость формируется исходя из этих расходов.