Добавлено в закладки: 0
Любой бизнес рано или поздно требует отдельного помещения. У предпринимателя есть два варианта – приобрести коммерческую недвижимость или взять ее в аренду. Если ИП арендует офис, то обязательно требуется договор аренды. Наличие письменного соглашения поможет избежать проблем не только с арендодателем, но и с налоговой службой.
Что такое коммерческая недвижимость
Любая недвижимость делится на две категории:
- жилая;
- нежилая.
Второй вариант обычно используется в коммерческих целях. Нежилые коммерческие помещения должны отвечать требованиям безопасности и быть пригодными для длительного пребывания людей внутри (гл.2 ЖК РФ).
Вся коммерческая недвижимость делится на пять видов:
- объекты свободного назначения – бары, кафе, рестораны, гостиницы;
- помещения для розничной торговли – магазины, павильоны, торговые центры;
- офисы – отдельные кабинеты или огромные строения, предназначенные для работы людей;
- промышленные – помещения, необходимые для нормального ведения производственной деятельности (выпуска продуктов питания, игрушек, автомобилей);
- социальные объекты – медицинские центры, аэропорты, музыкальные клубы.
У каждого объекта недвижимости есть владелец. Им может быть физическое лицо или несколько человек, которые владеют зданием или помещением на праве общей долевой собственности. Также в качестве собственника может выступать компания или органы муниципальной власти. Здание или отдельно взятый кабинет не могут быть без владельца.
Если невозможно установить собственника, то объект переходит в государственную собственность. Его владельцем будут органы муниципальной власти в конкретном субъекте РФ (ст.1151 ГК РФ).
На видео: Как арендовать помещение ИП?
Зачем и как арендовать офис
У любой организации должен быть юридический адрес, по которому осуществляется хозяйственная деятельность (ст.5 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ). Без этого ведение бизнеса невозможно. При регистрации ИП можно указывать фактический адрес проживания гражданина. Однако тут есть один недостаток – налоговые проверки не проводятся по месту проживания. Предпринимателю необходимо арендовать помещение хотя бы на время ее проведения.
ИП может вести бизнес в жилом помещении, только если собственник дал на это согласие (п.4 Постановления Пленума ВАС №61). В противном случае придется арендовать помещение. Где его искать? Обычно владельцы фонда недвижимости публикуют объявления в местных газетах и на специальных тематических сайтах. Еще можно поинтересоваться о наличии подходящих объектов в местной администрации.
Однако стоит учитывать, что аренда помещений под офис стоит в 3–5 раз дороже, чем съем аналогичной по площади квартиры для проживания. Владельцы помещений понимают, что предприниматели будут получать прибыль и не хотят упускать свою выгоду.
Цена аренды офиса включает:
- общую площадь помещения;
- состояние недвижимости;
- наличие мебели, бытовой техники, электроники;
- расположение (чем ближе к центру, тем дороже).
Стоит ли экономить на месторасположении офиса? Да, если бизнесмен занимается выпуском продукции и не работает с потребителями напрямую, а реализует товары через посредников. Если речь идет о магазине, то его размещение играет огромную роль. Чем многолюдней и проходимей место – тем больше прибыль. Что касается оказания юридических услуг, то аренда офиса может быть уместной и на краю города, если там недалеко находится здание суда.
Договор аренды
Договор аренды офиса заключается между двумя сторонами – арендатором и арендодателем.
В соглашении должна быть указана следующая информация:
- срок, на который ИП арендует офис;
- сумма ежемесячных платежей;
- наличие мебели, техники, электроники, которые имеются в помещении, а также их состояние на момент сдачи помещения;
- права и обязанности сторон;
- действия при форс-мажорных обстоятельствах, например, кто возместит ущерб, если произойдет землетрясение;
- точное описание объекта, его общее состояние.
Также договор аренды офиса может включать дополнительные пункты:
- за сколько арендатор обязан уведомить арендодателя о том, что он намерен отказаться от съема;
- кто и каким образом вносит плату за коммунальные услуги – воду, отопление, электричество;
- может ли арендатор изменять и улучшать офисное помещение по своему усмотрению, производить внутри и снаружи ремонтные работы.
Обязательно указываются паспортные данные сторон, адреса проживания, телефоны для связи. Более детально об аренде коммерческой недвижимости сказано в 34 главе ГК РФ. Не рекомендуется снятие офиса в аренду без письменного соглашения. Так ни одна из сторон не сможет защитить свои права в случае конфликта.
Решение споров
Если ИП арендует офис, то между ним и арендодателем могут возникнуть разногласия. Не всегда их удается решить мирным путем. Иногда приходится обращаться в суд. Для этого у арендатора должна быть копия письменного соглашения.
Если на момент составления договора собственник недвижимости отказывается выдать 2 экземпляр документа или не ставит на нем свою подпись, то лучше отказаться от такой сделки. Иначе доказать факт съема будет крайне сложно. Аренда офиса должна происходить исключительно в письменной форме.
Заключение
Аренда офиса в центре несет в себе определенные опасности. Нередко коммерческую недвижимость сдают сразу нескольким предпринимателям одновременно. Поэтому нужно сразу проверять у арендодателя все документы – паспорт, бумаги, подтверждающие право собственности на предлагаемое имущество. Аренда бизнес офисов подлежит государственной регистрации (ст.609 ГК РФ). Проверить, не сдается ли бизнес центр еще кому-то, можно в регистрационной палате.
На видео: Коммерческая недвижимость. Индекс бизнеса
https://youtu.be/RZDiUBDodrc