Добавлено в закладки: 0
Каждый человек, занимающийся легальным трудом, имеет трудовую книжку. Если гражданин работает официально, документ хранится у работодателя. При увольнении она выдается бывшему сотруднику на руки. Нередко этот момент является источником проблем, особенно, если работодатель – индивидуальный предприниматель. Одна из них отсутствие печати у ИП. Существует ли законное основание делать запись в трудовой без печати.
Все о трудовой книжке
Трудовая книжка – это документ, содержащий сведения о работе человека. В ней указывается трудовой стаж, период работы на определенном месте, достижения, награды, взыскания. Форма документа, порядок заполнения и правила хранения закреплены Постановлением Правительства от 16.04.2003 №225. На территории России существует три типа документов (1938, 1973 и 2003 года).
Все они признаются действительными. Современные бланки сложнее подделать. Они имеют инновационную степень защиты – голограмму, ультрафиолетовую надпись, водяные знаки на страницах, специальный шов для скрепления. Документы старого образца, имеющие примитивную защиту, часто являются объектами уголовных дел о мошенничестве (ст.159 УК РФ).
Обязанность по заполнению, ведению, хранению, учету трудовых книжек лежит на работодателе (п.45 Постановления №225). Наниматели и сотрудники отдела кадров при заполнении документа должны руководствоваться Постановлением Минтруда от 10.10.2003 №69.
Документ устанавливает, что:
- если гражданин впервые устроился на работу, работодатель заполняет кроме сведений о месте работы и титульный лист. Он содержит ФИО работника, сведения об образовании, особые указания;
- при первичном оформлении книжка заполняется не позднее 5 рабочих дней;
- при работе человека более этого срока, наличие документа становится обязательным;
- при самостоятельном приобретении книжки работником, обязанностью работодателя является возмещение материальных затрат.
На документ запрещено наносить наклейки, рисунки или надписи.
На видео: Как оформить трудовую книжку работнику впервые – Елена А. Пономарева
Порядок заполнения
Допускается ли делать запись в трудовой без печати? Законодательно это разрешено при соблюдении ряда условий. Проблемы при отсутствии оттиска внутри документа возникают после обращения гражданина в Пенсионный фонд для оформления пенсии.
Сотрудники ПФР утверждают, что запись в трудовой без печати является недействительной (п.35 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 №225). Гражданин вынужден возвращаться к бывшему работодателю с просьбой проставить печать, но получает закономерный отказ. Это связано с отсутствием оттиска у ИП.
Как поступать при возникновении подобной ситуации? Запись в трудовой книжке без печати не является нарушением закона. Последние изменения законодательства устанавливают, что хозяйствующие субъекты могут работать без печати, кроме установленных законом случаев (приказ Минтруда от 31.10.2016 №589н).
Печать потребуется:
- государственным, муниципальным предприятиям на унитарной основе;
- организациям некоммерческого характера;
- товариществам собственников жилья.
ИП, ООО или АО имеют право вести деятельность без печати, при условии, что эта возможность оговаривается положениями устава. Если человек трудился на таком предприятии, то запись в трудовой об увольнении допускается делать без оттиска. Порядок оформления записи в трудовой о приеме на работу аналогичен. Поэтому, требования сотрудников ПФР об обязательном наличии печати неправомерны. Запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию или иной причине заверяется личной подписью предпринимателя.
На видео: Оттиск печати. Реквизиты документов. ГОСТ Р 6.30-2003
Как решать споры
Алгоритм действий гражданина в 2017 году при отказе Пенсионного фонда принимать документ без печати:
- записаться на прием к начальнику регионального отделения ПФР для решения возникшей проблемы. Иногда объяснений, что закон предполагает возможность делать ИП запись в трудовой без печати бывает достаточно;
- сотрудниками ПФР может быть инициирована проверка предпринимателя для удостоверения факта ведения деятельности без печатного оттиска;
- если ПФР отказывается принимать документы, выходом станет подача искового заявления о признании действий фонда незаконными. После рассмотрения жалобы, суд обяжет Пенсионный фонд произвести установленную законом процедуру.
Комментарии Роструда разъясняют, что запись в трудовой книжке без печати ИП и отраженные факты признаются действительными при наличии подписи предпринимателя. Претензии предъявляются только к форме документа, установленной законодательно.
Трудовая книжка должна содержать:
- данные работодателя;
- порядковый номер записи;
- дата приема на работу;
- должность работника;
- номер приказа о приеме на работу.
При отсутствии ссылки на приказ об увольнении, запись в трудовой по собственному желанию признается недействительной. Наличие печати работодателя в этом случае не имеет значения. Аналогичное правило действует при внесении записи в трудовой по совместительству.
На видео: ИП без печати. Рассказываю зачем может понадобиться печать ИП
Заключение
Трудовые книжки работников в отдельных случаях оформляются без печати. Это не противоречит действующим законодательным нормам. Отсутствие оттиска должно быть прописано уставными документами организации.
ТСЖ, НО и госучреждения не могут вести деятельность без печатного оттиска. Запись, лишенная заверяющей печати на документах, выданных этими организациями, не действительна.
Споры по делам о нарушении трудового законодательства решаются в судебном порядке. Рекомендуется перед подачей искового заявления обращаться в территориальное представительство государственной инспекции по труду. Там примут заявление о нарушении прав работника или работодателя, инициируют проведение проверки, сделают рекомендацию, вынесут постановление. Если нарушения не устранятся по истечении месяца, гражданин имеет право обращаться в суд.
На видео: Трудовая книжка и особенности ее заполнения
https://youtu.be/Oo551UEhbiQ