Добавлено в закладки: 0
При расширении бизнеса индивидуальный предприниматель начинает прием на работу сотрудников. Важно правильно заполнить все документы, чтобы при любой проверке не возникло разнообразных недоразумений.
Особенности заключения трудового договора с ИП
Существуют особенности для приема первого сотрудника на работу к индивидуальному предпринимателю. В этом случае работодателю необходимо:
- Заключить с работником трудовой договор (если он принимается для исполнения постоянных обязанностей) или гражданско-правовой договор (если прием сотрудника на работу производится для исполнения им разовых работ, ограниченных по времени, например, сезонная или работа по ремонту).
- После заключения этого договора предпринимателю нужно пройти регистрацию как работодателю в Пенсионном фонде (в течение месяца со дня подписания), в Фонде социального страхования (в срок до 10 дней) и в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования. В этих организациях предпринимателю присвоят номера для оплаты взносов за работников, отличающиеся от номеров для оплаты взносов за самого себя.
- Следующий этап – заполнение всех документов о приеме на работу сотрудника.
Для оформления на работу следующих сотрудников подписывается только договор и заполняется кадровая документация. Пункт 2 из перечисленных выше не выполняется.
Порядок оформления кадровых документов
Пошаговая инструкция по ведению кадрового учета ИП включает в себя несколько этапов.
Шаг 1. Еще до подписания договора предпринимателю следует получить от сотрудника следующие документы (их полный перечень содержится в Трудовом кодексе РФ):
- паспорт или другой документ, служащий удостоверением личности;
- трудовую книжку (если новый сотрудник впервые поступает на работу, то она заводится предпринимателем, от совместителей трудовую книжку требовать не нужно);
- свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы о полученном образовании, о наличии квалификации или специальных знаний;
- документы по воинскому учету (от лиц, которые подлежат призыву или военнообязанных).
В некоторых случаях работодатель вправе востребовать дополнительные документы, учитывая специфику работы.
Шаг 2. Далее следует получить от работника заявление о приеме на работу. Такая форма документации сейчас не является обязательной для оформления трудовых отношений, поэтому этот пункт остается на усмотрение предпринимателя.
Шаг 3. Затем с сотрудником заключается договор, где обговариваются все условия деятельности работника, его должностные обязанности, наличие испытательного срока, уровень оплаты труда и др. Документ подписывается руководителем и работником в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй выдается на руки сотруднику.
4. Индивидуальный предприниматель знакомит сотрудника с должностной инструкцией, требованиями охраны труда, другими инструкциями и локальными актами, относящимися к выполнению этим сотрудником его обязанностей. Работник должен поставить свою подпись, подтверждающую ознакомление с данными документами. Это поможет избежать различных неприятностей для предпринимателя в дальнейшем при возникновении разного рода недоразумений между ним и сотрудником.
Шаг 5. После этого издается приказ о приеме на работу сотрудника. Важно, чтобы он был датирован более поздним числом, чем трудовой договор. Работник ознакомляется с приказом под роспись.
Шаг 6. Заполняется анкета (личная карточка) работника им собственноручно.
Шаг 7. Далее необходимо выполнить запись о поступлении на должность в трудовой книжке сотрудника.
Шаг 8. Следует поручить сотруднику оформить полис обязательного медицинского страхования. В настоящее время оформление этого документа является обязанностью сотрудника.
Правила заполнения заявления о приеме на работу
Заявление о приеме на работу заполняется сотрудником собственноручно в произвольной форме, но с указанием обязательных реквизитов:
- Особенности приема – заявление пишется на имя предпринимателя, к которому сотрудник поступает на работу (кому?).
- Полностью указывается фамилия, имя, отчество сотрудника (от кого?), а также его адрес.
- Текст заявления должен содержать указание должности, наименование организации и подразделения, куда поступает сотрудник. Если есть особые условия работы, то они также указываются (совместительство, неполный рабочий день, период выполнения работы).
- В конце ставится подпись работника с расшифровкой и указывается дата подписания.
Заполнение личного листка (анкеты)
Анкета заполняется сотрудником от руки, содержит полную информацию о нем. Исправления недопустимы. Сведения, указанные в анкете, должны соответствовать предоставленным документам. Анкета подписывается работником с указанием даты. Сведения, требуемые для заполнения, определяются работодателем. Индивидуальный предприниматель не обязан вести полную кадровую документацию, но ее наличие позволит избежать каких-либо претензий со стороны контролирующих органов, а потому является рекомендуемым.